Говорят, современное молодое поколение испорчено компьютером и
Интернетом. Подростки плохо учатся, интересуются только компьютерными
играми, книг не читают, страдают психическими расстройствами,
связанными с сетевой зависимостью. Социальные сети – зло для детей,
заменяя реальное общение виртуальным, они не могут жить в «нормальном»
социуме. Два часа отключения от «Вконтакте» вызывает настоящую ломку у
большого количества школьников. Долгая работа за компьютером приносит
существенный вред детскому организму. Не единичны случаи детского
суицида, вызванные пребыванием ребёнка в виртуальном мире. Это мнение
многих (даже, пожалуй, большинства) родителей и педагогов. Надо
сказать, такая позиция вполне справедлива и обоснована, но не совсем
правильна.
Обычно, придерживающиеся такой точки зрения взрослые, стараются
свести до минимума общение своих детей с компьютером. Устанавливаются
различные ограничения по времени, которое ребёнку разрешается проводить
за ПК, самым действенным наказанием становится запрет на любое
использование компьютера. Я не считаю, что подобные меры неправильны,
действительно, иногда просто нет другого выхода. Но, насильно запрещать
ребёнку заниматься тем, что ему интересно – не самый лучший способ
решения этой проблемы. Скорее, надо направить его увлечение в нужное
русло. Вот Билл Гейтс начал программировать в возрасте 13 лет.
Интересно, кем бы он стал, если бы строгий папа запретил ему
«заниматься всякой ерундой».
Совсем недавно прочитала на «Хабре» пост
– он начинается словами «Здравствуйте, меня зовут Антон, мне 14 лет… Я
создал свой сайт». В принципе, ничего сверханомального в этом нет,
просто стало интересно, на что же потратил своё время подросток вместо
того, чтобы «болтаться с друзьями по дворам и парадным». Дочитав, стала
посматривать комментарии. В общем, большинство «хабравчан» особого
удивления не высказали, напротив, выяснилось, что многие в столь юном
возрасте делали « и не такое».
«А я начал заниматься сайтами с 12 лет, но очень быстро понял, что
надо писать свой CMS», « в 14 я написал свою CMS, а в 16 запустил свою
тематическую музыкальную сеть», «я получается поднял первую борду тоже
в 14(правда на паскале с 11 лет :)), в 15 полностью переключился на
нет. В 16 — первых 2000$ заработанных через нет», « а мне папа где-то
со второго класса начал разные программы показывать»- подобных
комментариев под постом расположилось довольно много. Конечно, надо
сделать скидку на то, что кто-то, возможно, преувеличил свои «детские
достижения». Но, мнение большинства сводилось к тому, что это вполне
нормально и что в недалеком будущем нас ожидает: «Пап, Пап, нам в школе
задали сделать простенькую социалку в стиле ВЕБ 25.0, ну там нагрузку
распределить, и чтоб с API Skynet работоло ))».
Современная массовая культура сама подталкивает молодое поколение к
увлечению IT технологиями. Если не так давно был особенно популярен
образ «супер героя», который обладает скорее физическими
характеристиками, нежели интеллектуальными. То сегодня распространён
несколько другой «идеал». Это обычный подросток, который, не выходя из
своей комнаты, спасает мир и зарабатывает миллионы, обходясь только
наличием мощного компьютера. Конечно, хорошо, что на смену автоматной
очереди пришёл стук клавиш (хотя насилия всё равно пропагандируется
немало), но здесь существует и другая проблема.
Образ молодого хакера очень приглянулся «новому поколению». И многие
не прочь примерить эту роль на себя. Широко распространённый сюжет,
когда подросток с лёгкостью взламывает базу ФБР и без труда обходит
самые сложные «защиты», нередко теперь повторяется и в реальной жизни.
В России уже начали применять довольно интересную методику «борьбы» с
малолетними хакерами. Маленькие правонарушители отслеживаются
специальным отделом в тот момент, когда совершают мелкие правонарушения
с помощью Интернета.
“Наказывать в уголовном порядке их пока мы не можем и поэтому
пристально за ними следим, опекаем, проводим с ними беседы. Результатом
этого становится то, что многие из них после достижения
совершеннолетия, во-первых, не встают на пусть совершения преступлений,
а во-вторых, либо просто начинают на общественных началах нам помогать,
либо же вообще приходят работать в милицию”, - рассказывает Артем Письменный, начальника отдела “К” ГУВД Свердловской области.
В 2007 году на чемпионате мира по программированию в Токио
российские компьютерные вундеркинды завоевали одну золотую, две
серебряные и бронзовую медаль, обойдя своих конкурентов из Китая и США.
Современному образованию необходимо уделять должное внимание IT
технологиям. Инновации в учебе - это государственный приоритет. В этом
плане вполне успешно действует проект «Образование», включающий в себя
всероссийскую компьютеризацию школ и подключение их к Интернету.
Нет ничего плохого в том, что современные дети увлекаются IT
технологиями. Конечно, везде нужна мера и компьютерные игры совсем не
попадают в раздел полезных и хороших увлечений. Скорее всего, сфера IT
– будущее наших детей. Поэтому не стоит идти на поводу у стереотипа
«компьютер – вреден детям». Лучше бросить все свои родительские и
педагогические силы на правильное направление и контролирование
процесса работы ребёнка на компьютере, а не на его полное пресечение.