Результаты поиска
Страница результатов поиска — это ответ Яндекса на вопрос, который пользователь задал в поисковой строке. Яндекс находит и показывает все подходящие ответы: колдунщики своих сервисов, контекстные объявления Яндекс.Директа, и, конечно, сами результаты поиска по интернету.
Результаты поиска по интернету — это ссылки на найденные документы с краткой информацией о них. Информация подбирается так, чтобы помочь пользователю понять — какой из ответов подходит ему лучше всего. Яндексу важно не просто показать релевантный ответ, но и описать его максимально информативно.
Формирование результатов поиска
Для заголовка результата поиска Яндекс чаще всего использует заголовок самого документа. Если он слишком длинный, Яндекс выбирает фрагмент, который больше всего подходит по смыслу к заданному запросу.
Бывает, что у документа нет заголовка или заголовок не соответствует содержанию. Например, названия файлов в формате doc или pdf часто короткие и малоинформативные. В таких случаях Яндекс создаёт заголовок самостоятельно, основываясь на текстах ссылок на документ или его содержании.
Для формирования описания страницы, которое помещается в сниппете, программа выбирает все фрагменты текста документа со словами из запроса. Каждый из таких фрагментов разбивается ещё на несколько частей — например, со словами из запроса в начале, в конце и в середине. Затем программа сравнивает их все между собой и выбирает лучшие — они и попадают в сниппет.
При выборе программа учитывает несколько десятков факторов. Некоторые из них повышают шансы попадания фрагмента в сниппет, а некоторые — наоборот. Например, если слово содержится в длинном предложении, больше вероятность, что это часть повествования, а не навигационная ссылка. Это хороший фрагмент для сниппета. Также в сниппет скорее попадут фрагменты из разных частей текста — так можно полнее описать содержание страницы. А вот фрагмент, схожий с заголовком текста страницы, вряд ли попадёт в сниппет — чтобы не дублировать информацию.
Для каждого фактора компьютерная система рассчитывает коэффициент. С помощью машинного обучения система учится сама понимать значимость факторов, основываясь на данных от специалистов-асессоров (они просматривают некоторые наборы сниппетов, вручную разделяют их на хорошие и плохие и сообщают эти оценки системе). Затем компьютерная система уже без помощи людей строит формулу, по которой создает сниппеты.
Оформление результатов поиска
Результат поиска оформляется так, чтобы пользователю было легче его воспринимать. Заголовки выделены синим цветом и подчеркнуты — так на веб-страницах традиционно выделяются ссылки. Узнать знакомый ресурс помогает фавиконка — небольшой значок-логотип сайта — слева от заголовка результата поиска.
А чтобы было легче «зацепиться глазом», все слова из запроса в результатах поиска выделены жирным шрифтом. При этом Яндекс умеет сопоставлять аббревиатуры и их расшифровки, полные имена, сокращения и инициалы, числа и их текстовое написание. Например, по запросу [петр 1] Яндекс найдет документы, которые содержат и «Петр I», и «Петр первый», и выделит в сниппетах разные варианты написания имени.
Чтобы помочь пользователю быстрее понять содержание документа, Яндекс может выделить некоторые слова, которых нет в запросе. Это происходит при ответе на общие, многозначные запросы. Например, для запроса [снежная королева] в разных сниппетах будут дополнительно выделены слова «мультфильм», «сказка», «магазин». Дополнительные слова Яндекс узнаёт, анализируя переформулировки запросов. Специальная программа следит за тем, как пользователи уточняют свои запросы, и рассчитывает значимость таких уточнений. Затем эти знания используются при формировании сниппета.
Дополнительная информация в сниппете
Яндекс старается сделать так, чтобы пользователи могли быстро найти ответ — иногда даже сразу на странице результатов поиска. Для разных ответов нужна разная дополнительная информация. Например, если человек задаёт в запросе название организации, возможно, ему нужно узнать, где она находится или как с ней связаться. Чтобы не пришлось тратить время на поиски страницы с контактами на сайте организации, Яндекс добавляет её телефон и физический адрес с ссылкой на карту в сниппет.
Если Яндексу известна структура сайта, он показывает её пользователю. Над текстом сниппета сайта появляются ссылки на его наиболее посещаемые страницы — чтобы при желании пользователь мог перейти в нужный раздел, тратя меньше кликов и трафика. А адрес документа Яндекс преобразует в навигационную цепочку — названия разделов и подразделов сайта, из которых состоит путь до документа.
Для некоторых предметных областей Яндекс создаёт специальные сниппеты. Например, для страниц с описаниями товаров или для сайтов гостиниц, ресторанов, кинотеатров. Основная информация появляется в сниппете — цена товара, «звёздность» гостиницы, кухня ресторана, количество залов кинотеатра. Благодаря таким специальным сниппетам пользователь экономит время и трафик, а организация получает посетителя сайта, заинтересованного именно в её услугах.
Владельцы сайтов могут улучшить представление своих ресурсов в результатах поиска Яндекса. Множество инструментов для этого есть на сервисе Яндекс.Вебмастер.